ФЭНДОМ

759px-Grille Aberdeen.00044ijk05

Описание Править

Sturmpanzer 38(t), официально Geschützwagen 38(t) für s.IG.33/2 (Sf) или 15 cm s.IG.33/2 auf Panzerkampfwagen 38(t), также Grille (нем. Гриле, переводится как сверчок) — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.138/1. Эта боевая машина была создана в 1942 году на базе устаревшего лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) фирмой BMM в Праге. Стимулом для появления этой САУ стала потребность Вермахта в мобильной полевой артиллерии.

Описание конструкцииПравить

Описание конструкции[править | править исходный текст]Править

Корпус состоял из стальных тавровых профилей, к которым сваркой и заклепкой крепились бронелисты. Бронелисты прокатанные цементированные, (гетерогенные). Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 15, бортовой — 15, кормы −12, днища — 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста. В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

Двигатель[править | править исходный текст]Править

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин.

Трансмиссия[править | править исходный текст]Править

Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна — назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть[править | править исходный текст]Править

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, цевочного зацепления. Ленивцы располагались сзади. В каждую гусеницу входили 93 одногребниевых трака шириной 293 мм.