ФЭНДОМ

T-34-85 — войсковое обозначение последней модификации советского среднего танка Т-34 с орудием калибра 85-мм. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 г..

Снимокт-34

Спроектирован на базе серийного танка Т-34 образца 1942 г. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85 по сравнению с Т-34-76.

Новая башня увеличенного объёма с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повышена общая защищённость экипажа (5 человек), улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно.

История танка Править

В конце 1942 г. на Восточный фронт поступили новейшие германские танки и САУ с усиленной броневой защитой и мощным длинноствольным вооружением.

С 25 по 30 апреля 1943 г. на испытательном полигоне НИИБТ (Кубинка) зенитная 85-мм пушка 52-К пробила 100-мм лобовую броню трофейного танка «Тигр» с дистанции 1000 м. Баллистические характеристики зенитки 52-К были приняты за основу при проектировании 85-мм танковой пушки Д-5 с учётом сокращения сроков для освоения производства снарядов. Первоначально пушка Д-5, имеющая относительно большие габариты казённой части, предназначалась в варианте Д-5С для САУ СУ-85 на базе танка Т-34 и в варианте Д-5Т для тяжёлых танков КВ-85 и ИС-1. Вплоть до осени 1943 г. в ГАБТУ и в НКТП возможность применения 85-мм пушки для серийного среднего танка Т-34 и перспективного опытного среднего танка Т-43 не рассматривалась.

Советский средний танк Т-34 с 76-мм пушкой Ф-34 сохранил своё превосходство над противником в быстроходности, маневренности и проходимости, но значительно уступал «Тигру», «Фердинанду» и «Пантере» в броневой защите и вооружении. Летом 1943 г. в ходе встречного танкового сражения под Прохоровкой танк Т-34 должен был сначала преодолеть «мёртвую» зону и максимально сблизиться с противником на дистанцию поражающего действия своей пушки. Фактически, сложилась весьма неблагоприятная ситуация для бронетанковых сил РККА. Нарком В. А. Малышев получил выговор от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. На организационном уровне были приняты все мыслимые и немыслимые меры. Ведущее по танку Т-34 КБ завода № 183 исключило возможность установки 85-мм пушки на опытный танк Т-43. Оставался единственный вариант, приемлемый для условий военного времени — установка 85-мм пушки на серийный танк Т-34.

В 1944 году Т-34-85 был запущен в массовое производство. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек. Новая башня с усиленным бронированием и увеличенным объёмом была более удобной для экипажа и командира танка. Боевая масса машины увеличилась на несколько тонн, что привело к незначительному снижению характеристик маневренности и проходимости.

Отказ проекта Т-43 Править

В 1942 г. уровень броневой защиты серийного танка Т-34 был признан недостаточным. В связи с этим КБ завода № 183 приступило к разработке проекта модернизации танка Т-34 под обозначением Т-43. Проект Т-43 предполагал: утолщение броневых листов корпуса и башни; увеличение объёма боевого отделения корпуса и башни; унификацию с Т-34. Облегчение корпуса достигалось его укорочением (соответственно уменьшалась база опорных катков), для этого потребовалось исключить из состава экипажа стрелка-радиста. Конфигурация и поперечные габариты корпуса аналогичны Т-34; двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части и пушка аналогичны Т-34. За счёт утолщения брони боевая масса Т-43 значительно превысила массу Т-34. С учётом увеличения боевой массы в ходовой части вместо пружинной подвески опорных катков реализована торсионная подвеска. Был использован довоенный опыт проектирования танка Т-34 М с торсионной подвеской. Вследствие отсутствия коробов пружинной подвески увеличился полезный объём корпуса.

Осенью 1943 г. потребовалось установить на Т-43 новую пушку калибра 85 мм (к испытаниям были подготовлены четыре варианта 85-мм пушки, разработанные для среднего танка). Выяснилось, что Т-43 не имеет весового резерва для установки 85-мм пушки (Т-43 с пушкой калибра 76-мм весил более 34 тонн). Дальнейшее увеличение массы Т-43 приводило к существенному снижению скорости, маневренности и подвижности. Переход заводов на выпуск Т-43 неизбежно снижал объёмы выпуска Т-34 для фронта, что в условиях военного времени было недопустимо. Торсионная подвеска опорных катков относительно большого диаметра требовала доработки по повышению надёжности с учётом особенностей эксплуатации среднего танка. В связи с этим было решено прекратить работы по Т-43 и установить 85-мм пушку на Т-34.

Башня Править

В конце августа 1943 г. на завод № 112 (г. Горький) прибыли нарком танкостроения В. А. Малышев, начальник ГБТУ маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники наркомата вооружений. На совещании с руководителями завода Малышев сказал: «Победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить „Тигров“, „Пантер“ на дистанции 500—600 м. Образно выражаясь, противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку».

Первоначально предполагалось рассмотреть на конкурсной основе вариант установки на танк Т-34 85-мм пушки с зенитной баллистикой, Д-5Т, которая к этому времени была успешно применена на тяжёлых танках КВ-85, ИС-1 и на СУ-85, на базе танка Т-34, в варианте Д-5С. Однако с учётом габаритов пушки Д-5Т для неё было необходимо проектировать новую, более просторную башню. В связи с этим главный конструктор ЦАКБ В. Г. Грабин предложил вариант модернизации Т-34 под установку своей, более компактной пушки С-53, в штатную башню серийного танка Т-34 (образца 1943 г.), и представил свой проект на утверждение наркому вооружения Д. Ф. Устинову и наркому танкостроения В. А. Малышеву. Проект предполагал начало выпуска опытных образцов на заводе № 112.. В пушке С-53 были реализованы довоенные конструктивные решения, разработанные для пушки «Ф-30», предназначенной для проектного тяжёлого танка КВ-220. Однако, В. А. Малышев и многие специалисты Научно-танкового комитета (НТК) и Наркомата вооружений усомнились в достоинствах «Грабинского проекта». По приказу В. А. Малышева руководитель башенной группы завода № 183 М. А. Набутовский с группой специалистов срочно вылетел на завод № 112, чтобы во всём разобраться.