Фэндом

M1A1 Abrams Tank in Camp Fallujah.JPEG.jpeg

ОписаниеПравить

M1 Abrams — основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты СШАЕгиптаСаудовской АравииКувейтаИрака и Австралии. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса.

История созданияПравить

.М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счёту программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803завершились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, планируемой для установки на танках MBT-70/XM803.

Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась сразу же после закрытия программы ХМ803 в конце1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было делать по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве основного вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант со 120 мм посчитали рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены на 120-мм.

В качестве силовой установки рассматривались американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и американский газотурбинный двигатель (ГТД) AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. Изначально военные отдавали предпочтение дизелю, но в конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.

Согласно первоначальному техническому заданию, бронезащита танка должна была удерживать 115-мм бронебойный оперённый снаряд пушки У-5ТС с расстояния 800 м, цена должна быть в пределах 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс. для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а боевая масса — 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с этими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит характеристик был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.В мае 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был заключен контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера посетили Англию для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм» (см.: en:Chobham armour). В результате визита обе фирмы внесли изменения в свои проекты, с целью адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки M242 Bushmaster в пользу 7,62-мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.

Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные — торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части корпуса, справа от него размещалась боеукладка. Дополнительная боеукладка размещалась в нише башни и была оснащена броневой перегородкой и вышибными панелями.

Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка — ГТД AGT-1500. Водитель был размещён строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой перегородкой и с вышибными панелями.

Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года. Выяснилось, что оба танка соответствовали заявленным требованиям. С сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и точность стрельбы. Однако он был дороже и несколько уступал американскому танку в броневой защите и размещению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда как армия предпочитала ГТД. Дженерал Моторс было предписано разработать вариант с ГТД, а Крайслеру — с дизелем, также было предписано подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внёс дополнительные изменения в проект, повысившие шанс на успех: улучшил конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел наводчика).

12 ноября 1976 года было объявлено о выигрыше варианта Крайслера с ГТД. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долл. В то же время цена контракта Дженерал Моторс после установки ГТД возросла до 232 млн. (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений стоили соответственно 174 и 186 млн.). Таким образом, окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долл. за единицу против 432 тыс. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года).

Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Крайслер изготовила 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 года, ОТ-II — с апреля 1978 по февраль 1979 года.

Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь начальника штаба Армии Крейтона Абрамса, внёсшего большой вклад в развитие бронетанковых войск США и занимавшего должность командующего группировкой американских сил в Республике Вьетнам. Третий этап технических и войсковых испытаний проходил соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября 1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США.

По состоянию на 2012 год серийное производство танка продолжается как для ВС США[8], так и на экспорт. В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по ремонту и модернизации танков Абрамс.

800px-OCPA-2005-03-09-165522.jpg

Также на Фэндоме

Случайная вики