ФЭНДОМ

БТ-5 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»).

Снимок2323

Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 1933—1934 годах.

Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 в направлении усиления пушечного вооружения и двигателя советского производства, незначительно увеличена высота и масса. Предназначен для укомплектования механизированных и танковых корпусов РККА. Серийный выпуск организован на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в 1933 г. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк. Гусеничный движитель и подвеска опорных катков были проще чем у Т-26. Машина была не сложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. В 1934 г. создана его модификация БТ-7, обладающая более высокими тактико-техническими показателями.

Описание Править

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

БТ-5 сохранил компоновочную схему танка БТ-2: переднее расположение отделения управления, среднее расположение боевого отделения и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня танка каркасные, бронирование противопульное. Башня цилиндрической формы с нишей в кормовой части устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса. Посадка экипажа производилась через люки, расположенные в лобовой части корпуса и крыши башни. Броневые катаные листы, толщиной 6÷13 мм, соединялись заклёпками. Лобовые листы корпуса наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, а передние листы бортов к продольной оси машины, что дополнительно повышало их защитные свойства. В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега. Буксирные крюки, расположены в лобовой и кормовой частях корпуса.

Вооружение: включает 45-мм полуавтоматическую пушку, установленную в маске башни и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемёт ДТ. Пушка предназначена для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыторасположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника, бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими потому времени тактико-техническими показателями. Длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой 3600 м, наибольшая — 4800 м. Бронебойный снаряд массой — 1,425 кг, начальная скорость — 760 м/с, пробивал броню толщиной 32 мм на дистанции стрельбы 1000 м при угле встречи 90º. Скорострельность пушки — 12 выстр./мин, с исправлением наводки. Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемёта, наблюдение за результатами огня и его корректировка осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Конструкция башни обеспечила возможность ведения из пушки и пулемёта кругового обстрела в горизонтальной плоскости, углы наведения по вертикали от −6 до +25º. Боекомплект включает 115 артиллерийских выстрелов и 2709 патронов (43 магазина). В командирской машине размещалось 72 артиллерийских выстрела. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применены смотровые щели со стеклоблоками, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.